Методы, ведущие к активизации сознания

Der Mensch ist Etwas, das uberwunden werden soil
— «Человек есть нечто, что должно превозмочь».
Ф. Ницше

Психонетика — современная концепция, ориентированная на разработку постинформационных технологий. Задачей психонетики является использование ресурсов сознания. Психонетика — совокупность психотехнологий, построенных на единой методологической основе и направленных на решение конструктивно поставленных задач с использованием особых, присущих только сознанию, свойств. Автор концепции психонетики — О.Г. Бахтияров.

Термин «Психонетика» японский предприниматель Кадзума Татеиси ввел в 1970 году для обозначения технологической эпохи, которая последует за эрой био- и информационных технологий. В 1997 году вышла книга О.Г. Бахтиярова «Постинформационные технологии: введение в психонетику», а в 2010 году — его же работа «Активное сознание», в которых психонетика рассматривается как «инженерная» дисциплина, направленная на порождение новых реальностей сознания и их использование для решения прагматических задач, в том числе и разработки новых технологий. В этих работах рассмотрены и методологические основы, и конкретные психотехники, лежащие в основе психонетических технологий.

Методология


Обращение к ресурсам сознания означает, что первой категорией психонетики является сознание. В психонетике различают (вслед за В.В. Налимовым, А.Ю. Агафоновым) фундаментальный слой сознания (поле амодальных смыслов) и его модификации — содержания и психические функции. Содержания сознания — это все то, что можно выделить в сознании как нечто определенное и отличимое — образы, символы, слова, эмоции и т. д. Определенные психические функции (мышление, ощущение, интуиция, восприятия различной модальности, механизмы формирования сновидений и т. д.) преобразуют одни содержания сознания в другие. В сознании как смысловом поле выделяются зоны сознания, соответствующие действующим психическим функциям, и зоны сознания, которые в функции не развернулись. Переход от машинных, механистических технологий к био-, организмическим, волюнтаристическим технологиям возможен лишь при целенаправленном формировании психических функций, лежащих в их основе. Активизация и развитие ранее невостребованных зон сознания, которые могут породить новые психические функции и их культурную и технологическую реализацию, и составляет главную задачу психонетики.

Формы работы

В настоящее время в психонетике выделяются четыре формы работы:

  • работа со слоями сознания различного уровня дифференцировки (предметный или фигурный слой, фоновый слой, слой чистых амодальных смыслов, внесмысловой слой);
  • линия последовательного рафинирования переживания субъектности («Я») от отождествленности с личностными структурами до переживания свободной воли как основы сознания;
  • развертывание амодальных смысловых конфигураций в психические функции и содержания сознания;
  • выявление форм организации сознания, соответствующих разрабатываемым технологическим процедурам.

Основные направления психонетических разработок

  • обучение методам управления психическими состояниями как для специальных профессиональных групп (экстремальные виды спорта, напр., фридайвинг или подводная охота, профессии, требующие быстрого определения скрытых угроз), так и для широкого контингента желающих;
  • разработка визуальных психонетических языков, используемых в том числе для передачи больших объемов информации и трансляции двигательных навыков;
  • эффективное социальное взаимодействие.

Базовые психотехники

Психонетические технологии в качестве базовых используют такие психотехники как:

  • деконцентрация внимания — разрушение любых сложившихся форм организации сознания, наблюдение за вниманием — обострение рефлексии, фоновые переживания — подготовка к выявлению слабых и скрытых параметров внешней и внутренней среды, «растворение» форм организации сознания в фоне — переход к медитативным состояниям, работа с фоновыми восприятиями как с «материей», в которой развертываются смыслы);
  • свертка чувственных форм до переживания чистых смыслов (эйдосов) и развертка этих смыслов в различных средах (провокация переживаний чистых смыслов, выделение волевого намерения, развертка волевых импульсов в чувственно проявленные формы, целенаправленное использование синестетических механизмов, формирование заданных состояний);
  • управление эйдетическими образами, обеспечивающее непрерывный характер процедур свертки и развертки смыслов;
  • развитие эмпатии (формирование «общих» областей сознания в группе, идентификация смысловых полей членов группы и идентичные результаты развертки волевых импульсов).